Книги не горят
Собственно говоря, я никогда не верил в существование машины времени. Не
верю и сейчас, но история, которая произошла со мной, до сих пор
оставляет смутное чувство того, что все произошедшее мне просто
приснилось, а аппарат, который у меня в руке - это просто изобретение
талантливейшего инженера - и не больше.
Но давайте все по порядку. Лет примерно пять назад мне начали сниться
удивительные сны. Будто бы я путешествую во времени и обязательно
встречаюсь с самыми прославленными людьми тех времен. И все так
натурально снится, что в это просто трудно не поверить.
И что еще интересно. Сны мне всегда снились, когда я одетым спать
ложился. Ну, по причине сами знаете известной - от усталости сил не было
раздеться. То есть голым я никогда в тех снах не появлялся. Вы не
подумайте, что я человек поведения нехорошего. Нет, я вполне
интеллигентный человек, но иногда и усталость свое берет.
И сны были очень четкими, как будто я все руками трогал и все слышал. Но
ни к кому не подходил, так как, знаете ли, очень было бы странно во
времена Александра Сергеевича Пушкина появиться на Невском в костюме
однобортном, сером, белой рубашке с воротником "апаш" и красного цвета
галстуке, не затянутом по-чиновьичьи. Без сюртука и цилиндра. Нонсенс.
Поэтому и приходилось держаться в тени вдали от посторонних глаз.
В реальность происходящего я начал верить только тогда, когда во сне
исполнилась моя детская мечта. Мой обидчик, который неоднократно отбирал
у меня десять копеек, данные мамой на кино, даже и сейчас при встрече
снисходительно поглядывал на меня, хотя прошло уже лет двадцать с тех
времен. И я во сне оказался в своем детстве, на дорожке, ведущей к
кинотеатру. И мой обидчик с протянутой рукой: "Давай сюда деньги!" И я,
зажав в кулачке эти десять копеек, бросился на своего врага, как в
атаку. Я сбил его с ног, упал на него и бил кулаком по его лицу, пока он
не заплакал крупными слезами и не стал говорить о том, что у них в семье
денег еле хватает на питание и на кое-какую одежду, а он тоже человек и
ему тоже хочется посмотреть кино. Подожди меня здесь, сказал я, и бегом
побежал домой. "Мам, дай еще десять копеек, хулиганы у меня деньги
отобрали". Попричитав, мама все-таки дала десять копеек. Много это или
мало, но булка серого хлеба стоила четырнадцать копеек, а на булку в
течение суток могла кормиться вся наша семья. Мой обидчик стоял и ждал
меня. "Пошли, - сказал я, - кино скоро начнется".
Проснувшись, я не обратил внимания на то, что у меня болело под правым
глазом, а к обеду там появился довольно приличный фингал. Но зато я
прекрасно помню фильм. "Это безумный, безумный, безумный мир". Я впервые
почувствовал, что есть в мире и другая жизнь с красивыми людьми,
удивительными автомобилями и людям не надо бояться того, что придут
хмурые люди в кожаных пальто и сделают тебя сиротой при живых родителях
во имя построения нового и светлого будущего.
По пути на работу я встретил бывшего обидчика, который дружески меня
поприветствовал и спросил, где я этот "орден" заработал. Такой же фингал
был и у него, и он сказал, что совершенно не знает, когда в последний
раз дрался, но у него такое ощущение, что этими ударами мы обменялись
еще в детстве, а заболело только сейчас.
Он был настолько прав, что я начал сомневаться в том, что я спал. Но
доказать я ничего не смог. Был бы фотоаппарат цифровой, чтобы все это
сфотографировать. Сказанул, конечно. Это в начале шестидесятых-то годов
в СССР цифровой фотоаппарат!
Как бы то ни было, но в дни усталости я стал класть в карман диктофон.
Так, на всякий случай.
И вот снится мне, а, может, и не снится, но стою я ночью около дома,
окно открыто, на столе и на стенах в канделябрах свечи, сидят люди во
фраках и один человек, небольшого роста, со светлыми курчавыми волосами
рассказывал:
"... Он прятался целую зиму, но весною не мог не погреться на
солнышке, пробрался в Летний сад и сел на скамью. Вдруг услышал он:
"Идет государыня!" - вскочил, схватился за костыли, хотел бежать и не
мог. Императрица завидела его, ласково подозвала к себе и спросила с
участием, кто он, где ранен и т.д. Узнав же, что он адъютант Румянцева,
пригласила к обеду и раз навсегда на все придворные собрания.
Осчастливленный сын немецкого пастора, получивший в публике название
хромого майора, воспользовался царскою милостью, за которою последовало
и благоволение всех знатных и придворных (вероятно, с поговоркою: il
gagne a etre connu)*, сделался светским человеком, стал разъезжать по
первым домам и играть в карты очень счастливо. Тогда играли в азартные
игры не только в частных домах, но и на придворных балах и маскарадах.
Это продолжалось и в первые годы царствования Екатерины II. Однажды, в
придворном маскараде, Фрейгольд держал банк. Подходит женская маска,
одетая очень просто и не очень опрятно, и ставит на карту серебряный
рубль, Банкомет возразил сухо: "Нельзя ставить меньше червонца". Маска,
не говоря ни слова, указала на изображение государыни на рубле. "К ней
всякое почтение, -- сказал Фрейгольд, поцеловавши портрет, -- но на
ставку этого мало". Маска вдруг вскричала: "Vabanque!" Банкомет
рассердился, бросил в нее колодою карт, которую держал в руке, и,
подавая другой рубль, сказал с досадою: "Лучше купи себе новые перчатки
вместо этих дырявых". Маска захохотала и отошла. На другой день
Фрейгольд узнал, что это была Екатерина. "Хорош ваш хромой майор! --
сказала она одному из царедворцев. -- Чуть не приколотил меня!" И майор
после этого вошел в большую моду. В 1764 году он женился..."
Это все было записано на диктофон и расшифровано мною в вышеизложенном
виде. Я стал искать по фамилиям, по ситуациям, где это могло произойти
и, о чудо!, почти дословно нашел это в воспоминаниях Николая Ивановича
Греча, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1886 году в шикарном издании
А.С. Суворина.
Вот тогда я и поверил, что могу перемещаться по времени. Диктофонная
запись - лучшее этому доказательство. Есть у меня и прижизненные
цифровые фото того же Н.И. Греча, А.С. Пушкина, Дантеса, Дельвига,
Бенкендорфа, но я никому их не показываю, потому что в это никто не
поверит.
Путем собственных умозаключений я, наконец, понял, что могу перемещаться
в то время, которое мне в какой-то мере известно по книгам. А в то
время, которое мне не известно, я проникнуть не могу. То, как описано
наше будущее в современных фантастических романах, никак не
реализовывалось в моих перемещениях. Я заглядывал в наше будущее, но не
более, чем на десять лет и в районы, находящиеся в стороне от моего
места жительства, чтобы не встретиться с собой даже случайно: зачем
знать то, что будет со мной в будущем. Пусть будет так, как оно будет.
Но один раз я попал в далекое будущее. Насколько оно далекое, я так и не
понял, но в том месте, где я жил, стоял современный мегаполис,
застроенный высотными зданиями с зеркальными стеклами. Над дорогами
проносились бесшумные автомобили, а в прозрачных каналах, напоминающих
артерии огромного организма, передвигались люди, одетые в целом так же,
как и мы. Небольшое количество людей шло по тротуарам около домов.
Невидимое солнце, отражаясь от зеркальных окон, ярко освещало зону
тротуаров. Я видел кафе, магазины, слышал голоса людей, негромко
беседующих друг с другом, но что-то было не так. Не было того
стремительного ритма жизни, который окружает нас в нашем времени. Мы все
куда-то бежим, к чему-то стремимся, что-то не успеваем, что-то упускаем
и над нами висит чувство постоянной неудовлетворенности. Вот этого
чувства у меня и не было. Было такое же умиротворение, когда я слушал
рассказ Н.И. Греча в компании обывателей и литераторов конца
девятнадцатого века. Никто и никуда не спешил. Жизнь была подчинена
биениям человеческого сердца. Вероятно, это и есть симбиоз человека и
окружающей жизни.
Я чувствовал, что не могу бесконечно находиться здесь. Нужно что-то
взять, чтобы запечатлеть это в сознании и добавить то, что можно
прочитать в книгах. Книги не горят и они никуда не исчезнут.
Люди говорили на таком же языке, как и я, и мне показали ближайший
книжный магазин. Я не увидел фолиантов и разноцветных обложек,
заполняющих лотки уличных продавцов и полки книжных магазинов. За
небольшим столиком сидела миловидная девушка с отсутствующим лицом и
чему-то улыбалась. Я негромко кашлянул. "Извините, - сказала девушка, -
я слушаю вас". "Какие книги у вас есть?" - спросил я. "Любые" - с
улыбкой ответила девушка. Я сделал жест рукой, как бы показывая на
несуществующие книжные полки. Девушка так же молча приподняла экран
монитора, который вначале мне показался тоненькой книжечкой, лежавшей на
столе. Показывать свое незнакомство с техникой я не стал и попросил
девушку подобрать что-нибудь по ее вкусу.
Вынув из стола цилиндрик, размерами напоминающий клеящий карандаш,
девушка стала вкладывать в него прозрачные диски, размером с
пятидесятикопеечную монету выпуска после 2000 года. По-моему, десятка
три их вместилось в цилиндр. Поглядев на меня, на мою одежду, на мой,
вероятно, не от мира сего взгляд, девушка показала на экранчик в верхней
части цилиндра, где было написано название книги, приложила палец к
экрану и сказала: "Только, пожалуйста, не читайте на ходу".
Я взял цилиндр и вышел на улицу. Немного погодя и я приложил палец к
экрану и:
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на
Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в
летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную
шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались
сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй --
плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок
клетчатой кепке -- был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных
тапочках.
Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз,
председатель правления одной из крупнейших московских литературных
ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого
художественного журнала, а молодой спутник его -- поэт Иван Николаевич
Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный".
Убрав палец с экрана, я понял, что только что был в Москве в
Булгаковские времена, и только что чуть не стал непосредственным
участником всех описываемых событий.
Книги не горят, - подумал я, приложил большой палец к экрану и вместе с
писателями бросился к пестро раскрашенной будочке с надписью: "Пиво и
воды".
|
Длинная дорога
Эмансипэ
Ух, ты какая!
Кто на
свете всех милее?
Подземный переход
Письмо из детства
Наваждение
Миссис Санта-Клаус
Медведь
Помогите мне, люди!!!
Инвалид
Похороны были пышными
Ночная сказка
Шпион
Love History
Книги не горят
Крышу снесло
Бабье лето
Падам-падам
Ночь
Пиво
Колесо жизни
Дорога никак не кончалась
Кафе "Ритуал"
Страшное оружие
Сюрприз
Ворота
Жили-были старик со старухой
Китайско-финская баня
Зов предков
Оккупант
Шишкарb
Шайтан-камень
Несносный человек
Летчики
Про Герасима
Смерть приходит на рассвете
Один
Лайка Нюшка
Одинокая душа
Приключение с Золотой Рыбкой
Влюбленный голос
Про кита
Нанайка
Вкус любви
Поздней ночью дерни три раза хрен
Страшная тайна
|