||Омская кунсткамера, главная страница|| Галерея Омских фотографов || Галерея Омских художников||
||Сборник Омских поэтов|| Сборник Омских прозаиков|| Независимые комментарии Омской жизни|| Написать письмо||

Северюхин Олег Васильевич
 

Про Герасима

 Герасим был большой. В плечах косая сажень. И росту косая сажень. И глаза у него были с косинкой. Многие принимали это за хитринку. Это их дело. Кто, как хочет, так и принимает.

Герасим был не старый, но лет ему было больше двадцати. Когда он родился, никто не помнит. Помнят, что в грядках с капустой нашли. Видать, мать за капустой пришла, да разрешилась на огороде, а как увидела сторожей, так и сбёгла. Капусту не бросишь, пришлось дитя оставить. А дитя своим признать все равно, что себя в тюрьму посадить за воровство. Уж лучше честною до конца быть. И ребенок, значитца, тоже от честных родителей будет.

Воспитывали Герасима всей деревней, кто как мог. Кто хворостиной, кто дубиной, а кто и матерным словом мальца приободрит.

Герасим внимательно слушал своих воспитателей, потом что-то шептал губами и уходил. Некоторые мужики в шевелении губ различали слова: «Спасибо за учебу, дяденьки», а вот другие различали совсем иное, типа: «Пошли вы все на …, козлы драные». И каждый считал себя правым. Иногда выяснение отношений доходило до того, что спорящие стороны выхватывали колья из плетней и подкрепляли свои аргументы по незащищенным частям спорящего тела. Истины никто установить не смог и поэтому вся деревня разделилась на правых – «Спасибо за учебу, дяденьки» и на левых - «Пошли вы все на …, козлы драные».

Когда Герасим подрос, то воспитателям своим рылы поначистил, отчего все поняли, что Герасим совсем не глухой, а только немой. Если ему что-то было нужно, то он указывал на это пальцем и так же пальцем показывал: ко мне. Как какую девку пальцем поманит, так та за ним как заколдованная идет. И стали в деревне нашей у нормальных родителей дети рождаться задумчивые и молчаливые. С чего это, никто не знает, видать, Герасим колдовство какое знал.

Так как Герасим был ничей, то и документ ему выправили, что он ничей, а значит – человек свободный.

Пошел он наниматься на работу в сторожа в усадьбу поручика артиллерии в отставке Сидорова-четвертого. Сам-то Сидоров-четвертый давно помер, но название усадьбы осталось за ним. Не дай Бог название поменять. Еще позабудут о нем и из списков вычеркнут. И получится, что ты есть, а тебя вообще нет. Вот он помер, хозяин-то, его нет, а на самом деле есть по бумагам, а, значит, и так есть. То, что он есть, это и дворня знала, потому что хозяйка почти что каждый год залетала по женскому делу. Видать дух хозяина по ночам к ней приходил. Специально лекарь из города приезжал, чтобы духа выгонять. Но, то ли лекарства были плохие, то ли лекарь был никудышный, но хозяйка на следующий год снова залетала.

Как сторожем-дворником в усадьбе стал Герасим, так барыня-то и залетать перестала. Знал Герасим какое-то колдовство, от которого старший приказчик Петька стал жаловаться на боли в пояснице, прихрамывать на левую ногу, а потом вообще был отправлен простым приказчиком в городскую лавку торговать кружевами из Парижу, которые наши девки на коклюшках плели.

Так вот с этим Герасимом и начали случаться интересные случаи, которые легли в основу летописи деревни Сидоровки как самый наиважнейший элемент всего исторического повествования.

Людям сурьезным и детишкам малым такое слушать не надобно: не так могут понять, а отсутствие юмора – это сродни импотенции, которую ни голой натурой, ни лекарствами заморскими не вылечишь.

Ну, так слушайте историю про Герасима и собачку.

Щеночек был такой маленький-маленький и пищал так жалобно, что заплакали все бабы, а мужики, которых не прошибет жалостью никакой сирота Казанский, захлюпали носами и пошли по дамам, почесывая затылки и думая: не было у Герасима забот, так завел себе кобеля.

Герасим держал щеночка в картузе, смотрел на него умильными глазами и произнес что-то типа: ну-ну, поглядим мол. Так и прилипла к щенку кличка Ну-Ну.

Щеночек рос не по дням, а по часам и скоро оказался великолепной кавказской овчаркой, здоровой и подчиняющейся только хозяину. Герасим командовал ею одним пальцем: палец вверх – собака сидит, палец вниз – лежит, поманит пальцем – бежит к хозяину, погрозит пальцем – гавкает. А уж если Герасим куда-то пальцем покажет, то Ну-Ну бежит как вихрь в том направлении, хватая всех, кто подвернулся по пути или кто является ему неизвестным, как пастух сгонял всех в кучу и подгонял ее к Герасиму. Потом Герасим уже пальцем показывал, кому идти к барыне, кому идти на конюшню, а кому в пешеходную прогулку с эротическим уклоном.

Все боялись, когда Герасим один выходил во двор. Это значит, что Ну-Ну где-то притаился и как только Герасим уйдет, то он наведет на дворе свои порядки. И тогда всем приходится хором кричать: «Ге-ра-сим!!!», чтобы тот вышел на улицу и приструнил собаку, дозволив дворовым ходить по всем хозяйственным надобностям.

А однажды барыня вышла во двор, чтобы посмотреть, как, где и что делается. Ну-Ну, будучи в затруднении определить, кто же это такая, если даже ей Герасим кланяется, тихонько подошел сзади и неожиданно гавкнул, отчего у барыни случился спазм мочевого пузыря. Спазм этот стал повторяться, как только барыня увидит собаку или услышит ее голос. Тогда барыня вызвала Герасима и сказала, чтобы он убрал собаку. Герасим потупил голову и промычал что-то типа: «Будет сделано, матушка-барыня», а присутствовавшая при этом ключница все говорила, что по губам поняла, как Герасим сказал: «Все зло идет от …дей» и потом все говорила Герасиму, что она к решению матушки никакого отношения не имеет.

Герасим вышел на улицу, подозвал к себе собаку и сунул ей под нос свой огромный кулачище. До чего же умный пес, сразу хвост поджал, престал вообще гавкать и спрятался под крыльцом Герасимовой будочки, иногда выглядывая оттуда и мотая головой, обещая всем: «Ну-Ну, погодите. Вот все уляжется, я вам покажу кузькину мать». В усадьбе снова наладилась прежняя жизнь.

Однажды барыня спросила Герасима, что он сделал с собакой. Герасим опять что-то промычал типа: «Задолбали вы меня со своей собакой». Барыня вся побледнела, заплакала и запричитала:

- Что же ты, душегуб, наделал. Зачем ты тварь Божью утопил в пруду. Ведь душа ее неприкаянная будет являться по ночам и мстить всему моему роду. И все из-за тебя, скотина ты непонятливая.

Герасим снова промычал типа: «Задолбали вы меня со своей собакой» и вышел из покоев на улицу. Выйдя на средину двора, он махнул рукой так, что вся дворня поняла: собаке вышла амнистия и начала ходить в хозяйственные помещения вдоль стенок и перебежками.

Ну-Ну вышел из-под крыльца, сыто потянулся и пошел осматривать свои владения.

В этот вечер барыня весь вечер провела в моленье в отведенном для этого уголке, воздавая благодарности Богу за то, что он вложил в душу Герасима доброту и благородство, умение хранить все барские тайны и ласковое обхождение.

О том, что вышло из всего этого слушайте в следующем рассказе.

Как добросовестный работник жилищно-коммунального хозяйства (на день работников жилищно-коммунального хозяйства Герасиму был подарен деревянный свисток, который мог выдувать и трели соловья, и трели городового, а так же маты пьяного околоточного надзирателя) Герасим большую часть времени суток проводил на улице, заходя в помещение только лишь для того, чтобы попить горячего чайку или похлебать наваристых щей, которые с превеликим мастерством варила кухарка Авдотья. Щи Герасим хлебал молча, уставившись глазами в тарелку и зорко следя за тем, чтобы борода не макнулась в щи. Откушавши щей, Герасим как солдат сверхсрочной службы шел исполнять свои дворницкие обязанности, если дело происходило днем, или шел сторожить, если дело было ночью. По ночному делу щи являлись дополнением к тайскому массажу, который Авдотья выучила специально для того, чтобы научить Герасима говорить. Слова удовольствия у большинства людей вырываются непроизвольно, так и Герасим мог непроизвольно заговорить. Правда, Авдотья боялась, что первыми словами Герасима будут примерно те, из-за которых вот уже несколько лет одна половина мужиков деревни воюет с другой половиной мужиков.

Никто в нашей деревне и предположить не мог, что девки-озорницы выучили Герасима грамоте. И вот Герасим пишет нашей барыне заявление по всей канцелярской форме и с подписью.

 

Барыне нашей матушке

Марии Петровне Сидоровой

 

Заявление

 

Вели матушка выдать мне досок для подсобки куда я буду ложить веник с лопатой и куда сам буду прятаться от дождей и ветров

 

С большим дворницким уважением,

 

Герасим

 

И подпись такая завитушечная и продолговатая как будто немецкими буковками писано так, что первые буквы можно прочитать как «Гер…» или «Хер…».

С заявлением Герасим пошел прямо к барыне и очень долго объяснял ей, что он задумал сделать и для чего все это. Как он все объяснил это барыне, осталось тайной, но барыней разрешено было выдать Герасиму досок, гвоздей, а плотнику Степану помочь сколотить подсобочку для лопаты и веника.

Степан с Герасимом мужики, почитай что, в деревне самые толковые были, не считая кузнеца, но тот по железному делу кумекал и в плотницкие дела никогда не лез, даже замки плотники ставили.

Первое, что начали делать Степан с Герасимом, повергло в изумление как всю дворню, так и всю деревню.

Как опытные мастеровые люди, они сначала разметили площадку, прочертив лопатой очертания будущей будочки. Затем вбили в землю заостренные колышки и привязали к ним веревочку. При внимательном рассмотрении сверху вместо маленькой будочки получился рисунок уютной трехкомнатной квартиры со всеми удобствами внутри: прихожая, гостиная, спальня, кабинет, кухня, просторный туалет, свободное помещение размером 4 метра на 4 метра под баню и маленькая кладовочка размером один метр на один метр.

Все это загораживало центральный въезд в усадьбу и вызвало недовольство барыни Марии Петровны, которая велела прекратить строительство кладовочки для веников и лопат.

В архиве деревни Сидоровки нашлось и другие письмо, по которому строительство все-таки было разрешено.

 

Барыне нашей матушке

Марии Петровне Сидоровой

 

От Герасима сторожа и хранителя тела матушки

 

Докладываю, что времена нынче пошли неспокойные. Давеча сосед ваш помещик Копейкин Митрий Иванович, будучи до непотребности пьяным, напрямую проехал к парадному входу и выражался неприличными словами в отношении всех ваших родственников, а также родственников Бога и императорской фамилии. А так же сказывают, что в лесах наших завелись абреки разные, приехавшие с кавказских губерний и промышляющие ограблением одиноких помещиц, ничем не защищенных и никем не защищаемых. Поэтому и будочка моя будет стоять как раз у них на дороге к барскому дому, защищая все добро от злых нападений. А дорогу мы повернем в сторону и сделаем там же ворота, которые будут охраняться и открываться прямо из будочки. И снова такая же хитренькая подпись с непонятным значением: то ли имя, то ли опять кого-то и куда-то послал.

 

И барыня разрешила. Правда, Герасим долго втолковывал барыне план будущего строения. Так вырос у забора одноэтажный особнячок с теплым туалетом на две персоны, банькой, небольшой спаленкой и горничкой с обязательным иконостасом в красном углу. Одну икону пожертвовала барыня, а обряд освящения совершал священник сельской церкви отец Владимир, который недолюбливал Герасима за то, что девки перестали виться около церкви, чтобы полюбоваться на стать и красивую бородку отца Владимира. Некоторым бойким девицам батюшка разрешал полюбоваться своими прелестями вблизи, внушая заповеди о смиренности жен и помогая девам потом удачно выйти замуж.

Войдя в горничку, отец Владимир осенил себя широким крестом и обрызгал все четыре угла святой водой, что-то скороговоркой говоря на старославянском языке. Вроде бы и понятный язык, а о чем конкретно говорится непонятно. Так же и в наших храмах, и поют красиво, и читают скороговоркой, наитием понимаешь, о чем речь идет, но у каждого человека наитие свое и каждый понимает свое: одного благословит, другого уму разуму учит, третьему разгон дает.

По наитию можно было понять, что отец Владимир не очень-то доволен возложенной на него обязанностью, а вернее обязательством перед барыней, которая прислала отцу Владимиру с приказчиком синенькую (пять рублей).

Отговорив положенное, отец Владимир повернулся, чтобы уйти, но Герасим придержал его за рукав и показал на стол, чтобы батюшка освятил и то, что послал Бог. Вероятно, день был чем-то особенный и Бог не поскупился на то, чтобы как следует обмыть строение, чтобы оно стояло лет двести, не гнило и не заваливалось на бок.

Крякнув, отец Владимир махнул кистью в сторону стола и, подхватив рясу, сел на подставленную табуретку. Выпив стопарик домашней водки, батюшка отер рукавом рясы усы, сказал: «Хороша, сука» - и весело захрустел малосольным огурчиком. Скованность и плохое настроение сразу куда-то исчезли, а в глазах появились такие же огоньки, какие у него появлялись, когда к нему за благословением подходила какая-нибудь местная красавица.

После третьей стопочки батюшка сказал, что он не будет возражать, если Герасим будет обихаживать всех страждущих в нижнем конце села, но чтобы в верхний конец он не лез, потому что у батюшки там дел невпроворот. Согласный кивок скрепил их мужское соглашение. Расстались они друзьями.

Почтила своим посещением и сама барыня. Обошла все комнатки, проверила мягкость постели, присела за стол испить чая из самовара и сказала:

- Вручаю я, Герасим, в твои руки самую себя. Будешь охранять покой мой и жизнь от разбойников всяких. Дом твой, как военная крепость, уютно в нем и спокойно. Давай, топи баньку и жди в гости.

И часто над банькой вился из трубы легкий дымок: значит, топится банька березовыми дровами и ждут в гости матушку-барыню; а если из трубы шел сизый дымок с искорками, то баньку топили можжевельником, чего любил сам Герасим, когда Авдотья перед мытьем делала ему тайский массаж. По дыму можно было определить, кто придет к Герасиму в гости.

Со временем Герасим стал лощеным мужиком в красной атласной рубахе, желтом же кушаке, в чесучовых шароварах и блестящих хромовых сапогах.

А вскоре произошло то, о чем никто даже не мог и помыслить. Но об этом в следующем рассказе.

Герасим сидел у себя в теплом туалете и читал газету при свете, проникающем через маленькое застекленное оконце, сделанное под самым потолком

 

Русский инвалид. 1822. N 217

(выход в свет 9 сент.).

В. И. КОЗЛОВ

"Кавказский пленник", повесть. Соч. А. Пушкина

СПб., в типографии Н. Греча, 1822. 53 стр. в 8 и с портретом автора.*

 

Тут дверь туалета открылась и Авдотья скороговоркой заговорила:

- Да что ж ты тут рассиживаешься-то окаянный, барыня тебя уже обыскалась. Там какое-то прошение в губернию надо составлять, а кроме тебя и написать-то грамотно некому. Давай, беги скорее в барский дом-то ...

- Нет, это надо же как получается, - думал с обидой Герасим, - даже с газеткой спокойно посидеть не дадут. В кои-то веки решил о жизни своей подумать, так ведь не дадут и все потому, что я им слова сказать не могу. А вот возьму сейчас встану да как крикну на Авдотью: какого ... тебе здесь надо, что ты человека от дел отрываешь, да пошла ты со своей барыней ...

Авдотья вдруг упала на свою пышную задницу и мелко закрестилась, потихоньку отползая к дверям из пристройки. Выскочив за дверь, она подхватила юбки и бегом помчалась к барскому дому.

Герасим посмотрел на себя, стоящего со спущенными штанами и никак не мог понять, чем же он так мог напугать Авдотью, которая знала Герасима и вдоль, и поперек.

- Надо же, - думал Герасим, - ну никакого уважения. Нет бы в дверь постучать да разрешения спросить, а нельзя ли к вам, уважаемый Герасим, в домик-то войти?

Внезапно Герасиму показалось, что в доме кто-то разговаривает и именно теми словами, которыми он думает. Осмотрев все в горнице, он не нашел никого и прокашлявшись обратился в красный угол, чтобы сотворить молитву:

- Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе: хлеб насущный дай нам днесь ...

И вдруг Герасим хлопнул себя по рту. Да ведь он это сам говорит. Да ведь это Господь ему уста отомкнул. Да ведь это значит, что услышал Господь мечты Герасима и стал помогать ему.

- ...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Да будет сила Твоя во веки веков. Аминь.

Герасим троекратно осенил себя крестным знамением и трижды до полу поклонился.

- Услышал Господь мольбы мои, - сказал Герасим вышел на улицу.

На крыльце Герасим во всеуслышание рявкнул:

- Ну-Ну, ко мне!

Ну-Ну, ни разу не слышавший от Герасима ни слова, испугался и убежал в сторону скотного двора.

На площадке перед барским домом было пустынно и над всем имением висела зловещая тишина.

- Попрятались нечестивцы, - удовлетворенно подумал Герасим, взойдя на крыльцо барского дома.

Взявшись за бронзовую ручку двери, Герасим увидел через стекло спину убегающего дворецкого, а в это время на пригорке пылила двуколка великого русского писателя Н.В. Гоголя.

Длинная дорога

Эмансипэ

Ух, ты какая!

Кто на свете всех милее?

Подземный переход

Письмо из детства

Тайна

Трагедия

Нежность

Наваждение

Миссис Санта-Клаус

Медведь

Помогите мне, люди!!!

Инвалид

Похороны были пышными

Ночная сказка

Золушка

Шпион

Друзья

Металлический рубль

У попа была граната

Хари Кришна

Love History

Мадонна

Книги не горят

Крышу снесло

Бабье лето

Падам-падам

Ночь

Пиво

Колесо жизни

Дорога никак не кончалась

Кафе "Ритуал"

Страшное оружие

Сюрприз

Вирус

Ворота

Жили-были старик со старухой

Китайско-финская баня

Зов предков

Оккупант

Шишкарb

Шайтан-камень

Несносный человек

Летчики

Про Герасима

Смерть приходит на рассвете

Один

Лайка Нюшка

Одинокая душа

          Приключение с Золотой Рыбкой

          Влюбленный голос

          Про кита

          Нанайка

          Вкус любви

            Поздней ночью дерни три раза хрен

          Страшная тайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Vadim Gluhih ,Copyright © 2008g
Hosted by uCoz