Русский поэт,
переводчик, мемуарист. Родился 9 (22) мая 1905 в Омске в семье
инженера-строителя железной дороги, детство провел в служебном вагоне
отца на Великом Сибирском пути. Учебу в Омской классической гимназии
прервали революционные события. В 1920 вошел в группу омских футуристов.
С 1921 публиковался в местной прессе – заметки в газете «Рабочий путь» и
стихи в журнале «Искусство», позднее в журналах «Сибирские огни»,
«Сибирь», газете «Омский водник». Пытался поступить во ВХУТЕМАС в
Москве; вернулся домой из-за житейских неурядиц (голод, болезнь);
занимался самообразованием. По журналистским поручениям и по собственной
охоте меняя занятия (от сельского книгоноши до участника
геолого-геодезических экспедиций), много ездил по Сибири, что
впоследствии нашло отражение в его книге очерков Грубый корм, или
Осеннее путешествие по Иртышу, 1930.
В ранних стихах Мартынова, в поэмах Зверуха (1925), Золотая лихорадка
(1926) романтическая дерзость, вызов судьбе, острое ощущение
тектонических сдвигов истории противопоставлены, в духе «конкистадорской»
(Н.С.Гумилев) и «контрабандистской» (Э.Г.Багрицкий) поэзии,
уныло-прозаическому существованию нэпманского мещанства, отличаясь,
однако, фундаментальной опорой на прошлое, чувством «праистории»,
державным восприятием величественного и древнего простора Сибирской
равнины. Живой интерес к минувшим дням Сибири, к ее конкретным
историко-бытовым реалиям диктует Мартынову поэмы Старый Омск,
Адмиральский час (обе 1924), Сестра (1939). Позднее побывал в
северорусских городах Архангельске, Вологде (куда после ареста в 1932 по
обвинению в контрреволюционной пропаганде был отправлен в
административную ссылку в 1933–1935), в Ярославле, что укрепило его
интерес к истории, этнографии, к сложнейшему переплетению
межнациональных влияний и культурных пластов. Одновременно тема
социалистического строительства, основная для очерковой прозы Мартынова
тех лет, отражена и в его тогдашних стихах.
Историческому прошлому азиатской России (с неизменной проекцией в
настоящее) Мартынов посвятил цикл поэм: Патрик (1935), Правдивая история
об Увинкае (1935–1936), Рассказ о русском инженере (1936), Тобольский
летописец, Искатель рая (обе 1937), Волшебные сады (1938), Исповедь
Елтона, Сказка про атамана Василия Тюменца, Домотканая Венера (все
1939). К нему примыкают исторические баллады Бусы, Пленный швед, Ермак и
др. Искусно выстроенная фабула, прекрасное знание
фольклорно-этнографического и историко-бытового материала, масштабность
исторического фона и глубина философского осмысления, обаяние героя,
талантливого и бескорыстного мечтателя-одиночки, умелая стихотворная
стилизация народного раешника заставили говорить о Мартынове как о
своеобразном историке-бытописателе и поэте-мыслителе. Развитием
историко-бытовой сибирской темы, «подкрепляющим» поэзию Мартынова, стала
его художественно-очерковая проза (Крепость на Оми, 1939; Повесть о
Тобольском воеводстве, 1945, один из эпизодов которой развернут в поэму
Дукс Иван непотребный и многогрешный).
В годы Великой Отечественной войны Мартынов вводит в свои стихи и очерки
тему историко-культурной преемственности. Конец 1940-х годов в поэзии
Мартынова – время полноты светлого ощущения бытия, динамизма и
радостного восприятия мира, переживания внутренней свободы, открытости
всему окружающему – событиям, природе, людям (стихотворения Мне кажется,
что я воскрес..., Царь природы, Дедал, Люди, Европа, Свобода и др.).
Аллегорическая насыщенность, философская многоплановость, изысканная
ритмика, аллитерационное богатство сообщают особую прелесть лирике
Мартынова, во многом предвосхитившей поэзию шестидесятников, особенно
А.А.Вознесенского и А.А.Ахмадулиной (напр.: «Ночь была, мгла легла. /
Но, как порох, / Вспыхнул вдруг алый свет в светофорах...», Муха, 1941;
«Вода / Благоволила / Литься! // Она / блистала / Столь чиста, / Что –
ни напиться, / Ни умыться // И это было неспроста», Вода, 1946;
«Все-таки / Разрешилась, / Больше терпеть не могла, / Гнев положила на
милость. / Слышите: / Градус тепла!», Градус тепла, 1954; «Пруд, / Как
изумруд, / Только берег круг. // Грот, / Но в этот грот / Замурован
вход. // Так / У каждых врат / Множество преград», Рай, 1957). Однако с
1960-х годов в поэзии Мартынова, наряду с усилением диалогического
начала, разговорной интонации, введением научно-технической лексики, все
чаще звучат газетно-публицистические, почти официозные ноты (Учитель;
Революционные небеса; Октябрь, который «порвал немало уз, / И, грубо
говоря, / Проветрил чертоги муз / Ветрами Октября»; Революция,
стимулировавшая, по Мартынову, появление идей В.Татлина, М Шагала,
С.Коненкова; Ленин и Вселенная, где говорится о том, что «мысли и
чувства Владимира Ленина, / Те иль иные его размышления, / И для соседей
по космосу ценны»).
Умер поэт 21 июня 1980 года
Стихи Леонида Мартынова взяты с сайта
http://www.stihi-rus.ru/ |
БАЛЛАДА О НИКОЛАЕ РЕРИХЕ
ХУДОЖНИК ПИСАЛ СВОЮ ДОЧЬ
ИСТОРИК
ПТИЦА СИРИН
ВДОХНОВЕНЬЕ
ВОЗДУШНЫЕ ФРЕГАТЫ
Я ПОДНЯЛ СТИХОТВОРНУЮ ВОЛНУ
ЛОЖЬ
НАРОД - ПОБЕДИТЕЛЬ
БОГАТЫЙ НИЩИЙ
Будто
Впрямь по чью-то душу
В древности
Мыслители бывали
В чем убедишь ты стареющих
ВОЗНЕССЯ В КОСМОС
ЧЕЛОВЕК
КАПЛЯ КРОВИ
Короче,короче, короче!
Между домами старыми
СЕДЬМОЕ ЧУВСТВО
|